Вот...
сказку опошлили
В среду в Олимпийский комитет России (ОКР) было направлено открытое письмо. [...] Послание подписали более сорока деятелей искусств, среди которых выдающиеся мультипликаторы Федор Хитрук, Юрий Норштейн, Гарри Бардин, Николай Серебряков, Эдуард Назаров. По мнению авторов письма, решение Олимпийского комитета об использовании образа Чебурашки в качестве талисмана российской делегации на предстоящей Олимпиаде, принятое без ведома автора рисованного персонажа - художника Леонида Шварцмана, "породило оскорбительный для аниматоров России казус". [...] http://www.compromat.ru/page_15287.htm "Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру. Глаза у него были большие и желтые, как у Филина, голова круглая, заячья, а хвост короткий и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат".
Именно так описывал внешность неведомой зверушки детский писатель Эдуард Успенский в книге "Крокодил Гена и его друзья".
По ней в конце шестидесятых был снят мультфильм Романа Качанова. Знаменитые образы Крокодила Гены, старухи Шапокляк и собственно Чебурашки были придуманы художником Леонидом Шварцманом. Он же автор Дяди Степы, котенка по имени Гав, Мартышки, удава, попугая и многих других, знакомых с детства, персонажей.
...
Чебурашка, наверное, такой же знаменитый герой в России, как и Винни Пух в Великобритании. Правонаследники Алана Милна не претендуют на авторство всех Винни Пухов, созданных в разных частях мира.
И хотя они нарисованы по одному и тому же литературному произведению, каждый создан в неповторимой авторской манере: карандашный медвежонок Эрнеста Шепарда, желтопузый нерасторопный Винни Уолта Диснея, степенный добряк, говорящий голосом Леонова, - Винни Пух из советского мультика. Право на них принадлежит создавшим конкретный образ художнику или студии. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6176000/6176377.stm Споры вокруг прав на любимую мультяшку не изменили мнение о нем зрителей. Для большинства россиян Чебурашка по-прежнему остается добрым символом детства. вот так...
******
В 2002 году Юрий Норштейн написал письмо Эдуарду Успенскому и получил ответ. Переписка не предназначалась для печати, но сегодняшняя ситуация вынудила Норштейна опубликовать в ГАЗЕТЕ свое послание писателю, которое открывает некоторые неясности в шумихе о Чебурашке. Письмо Норштейна Эдуарду Успенскому Эдуард Николаевич!
Хотя мы с Вами на 'ты', артикул требует официального обращения. Как человек с предрассудками, я оскорблен ситуацией вокруг Чебурашки, поскольку задета честь одного из лучших художников отечественной мультипликации за всю ее историю - Леонида Ароновича Шварцмана (к слову, и моего учителя на курсах мультипликаторов в 59-61 гг.).
Когда-то давно Вы начали абсолютно справедливую борьбу за авторские права на свои сочинения.
Но, борясь за права на Ваших героев, Вы решили пристегнуть к своему авторству и само изображение. Для этой цели Вы зарегистрировали изображения персонажей и Чебурашку в том числе, сделав себя автором образов.
Быстрота, с которой была проделана эта операция, говорит об одном: сегодня существует право шустрого, энергичного (в шукшинском понимании), а не истина.
Я не разбираюсь в юридической казуистике, но из своего общения с отдельными особями из их корпуса понял, что в первую очередь ими двигают деньги, потом игра законами, меньше всего нравственность, что же до истины, то она так и остается неопознанным объектом. Наверное, по этой причине сегодня так вольно живется преступникам. Истина и нравственность бессильны перед законом. И способен ли закон объять нравственные проблемы? Это область искусства. Искусство - путь к истине.
'Родися благодать и истина, а не закон' - так говорил один из Митрополитов XII в. Если бы юристом руководила истина, он, зная, что образ Чебурашки появился в фильме, постарался все же выяснить имя неизвестного художника, нарисовавшего неизвестного науке зверя, а не довольствовался Вашим изложением проблемы.
В 'Новой газете' № 41, отстаивая свои права по другому поводу, Вы пишите следующее: 'Слово и персонаж Чебурашка были придуманы мной в 1964 году, и на протяжении многих лет образ рекламировался и развивался'.
Здесь полуправда. Слово не ваше, а народа-языкотворца.
Откройте 4-й том словаря Даля на букву 'Ч'. Читаем: 'Чебурашка, ванька-встанька, куколка, как ни кинь ее, сама встает на ноги... Чебурахнутся, упасть, грохнуться, растянуться'. Впервые этот глагол я прочитал у Горького в сказке про воробьишку.
Не нужно никого вводить в заблуждение. Да напечатай Вы в своей книге выписку из словаря, сколько проблем исчезло бы и дети просветились.
Писатели, употребляя областные наречия, всегда так поступают. И от Вас не убыло бы. И феноменальность Чебурашки не уменьшилась.
В 75-м году Борис Заходер говорил мне в Таллине: 'Все же удивительно, какого героя придумал Эдик'.
В азарте 'все мое, и то, что за лесом, тоже мое' Вы пишите 'образ рекламировался и развивался'.
Все правильно. Только чей образ? Нарисованный художником Алфеевским в Вашей первой книге про Крокодила Гену? Или еще есть какой-то образ?
Если по рисунку Алфеевского, то почему ни малейшего сходства с нынешним, а если Вы сделали первый набросок, то почему он не был предложен тому же Алфеевскому. Нарисовала же Туве Янссон к своим книгам иллюстрации, и попробуй кто из художников присвой их себе.
Ответа нет, поскольку 'развиваться и рекламироваться' Чебурашка стал после успеха фильма Романа Качанова 'Крокодил Гена'. (Вместе с Вами он был сценаристом всей серии фильмов, о чем Вы скромно молчите.) А я помню, с каким азартом рассказывал мне Роман про будущий фильм. Как всегда по-детски простодушно, придумывая на ходу трюки и добавляя: 'Хорошую штучку придумал?'
А художником этого фильма и трех последующих был Леонид Аронович Шварцман, кого Вы пытаетесь превратить в простого исполнителя Ваших персонажей. Вы пытаетесь доказать недоказуемое, будто у Шварцмана не было другого пути, как только сделать персонаж в его нынешнем виде, будто Вы и были тем человеком, кто водил его рукой. Я неверующий, но все же думаю, что рукой художника водит какая-то другая сила, и уж если кто и двигал рукой, так это режиссер Роман Качанов. Я-то знаю, как работал Роман, поскольку был одним из мультипликаторов на его фильмах.
Достаточно сказать, что он режиссер фильмов 'Потерялась внучка' и гениальной 'Варежки'. И как ни странно, художником фильмов был все тот же Шварцман (что-то я не слышал, чтобы Жанна Витензон, автор сценария 'Варежки', высказывала права на изображение Девочки, Щенка или своры собачьих героев этого фильма).
Эдуард Николаевич, вспомните Ваше описание Чебурашки и сравните его с персонажем Шварцмана в мультипликационном фильме.
'Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру. Глаза у него были большие и желтые, как у Филина, голова круглая, заячья, а хвост короткий и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат. Мои родители утверждали, что Чебурашка неизвестный науке зверь, который водится в жарких тропических лесах'.
А теперь предлагаю сравнить рисунок Алфеевского с Вашим описанием и образом Шварцмана. По-моему, все очевидно без следственного эксперимента и понятых.
Легко, видя готовенького, объявить во всеуслышанье: 'Он именно тот, которого я замыслил'. А почему не рисунок Алфеевского? Знаете, Ваша позиция напоминает байку, как человек упражнялся в стрельбе на глазах у зрителей. Когда он промахнулся первый раз, он заявил публике: 'Так стреляет моя бабушка'. При втором промахе объявил, что так стреляет его дедушка и т.д., все последующие промахи отмечали стрельбу знакомых и всей многочисленной родни. И наконец цель поражена. Стрелок объявляет: 'Так стреляю я!'
Вы знаете, что в Вашем описании фабрика сделала бракованную игрушку ('сделана так плохо'), а в фильме Романа Качанова персонаж превратился в трогательного обаятельного героя. Сделай он героя по Вашему описанию, никто бы его не заметил. И уж определенно не вызвал бы Чебурашка чувств, которые вызывает.
Вы сочинили замечательную историю. Он дала толчок фантазии, появлению фильма. Глупо не согласиться с фактом, что фильм пробудил интерес к книге, но именно через мультперсонажи, нарисованные Шварцманом. Более того, специфика мульткино такова, что персонаж проходит 'обкатку' через игру, через съемку. Мультипликаторы внесли свою лепту, предложив отказаться от ножек Чебурашки, оставив лапочки, которые перекатывались во время движения. Вот так лепился и оживал Ваш персонаж.
Я не знаком с Вашим рисунком, который выдается Вами в качестве образа, но как бы он ни был сфантазирован, ушей не спрячешь - торчат. Как раз те самые, о которых в Вашем описании ни слова.
Вы не успели закрепить за собой юридически его облик, поступив со Шварцманом так же, как страна поступала с Вами.
Ну что же, Вы воспользовались в полной мере нашим прожорливым временем, в отрыжке которого только три понятия: властвовать, жрать, хватать. А называют это 'первичное накопление капитала'.
Если я и не разбираюсь в юридической казуистике, все же при любом направлении ветра отличу порядочность от бесчестия.
Недавно вышло новое издание 'Крокодил Гена и его друзья'. Художник воспользовался персонажами Шварцмана, но не упоминается его имя. Жажда заработка выше порядочности. (Но может, и хорошо, что имени Шварцмана нет; нарисовано-то плохо.)
Допускаю, что Вы, Эдуард Николаевич, не в курсе. Но пренебрежение к имени Шварцмана тиражируется Вашими поступками.
P.S. Эдик, вся крутня вокруг Чебурашки некрасива. Может быть, эта игра и прибавит в твоем кармане, но что касается уважения - вряд ли. Леля стар, чтобы воевать с тобой. К тому же его возможности и твои? Тебе хватит денег, чтобы найти тех самых адвокатов. Но ты когда-нибудь задумывался, что сама удовольствованность властью отвратительна? Не нужно никакой философии. Мы мастаки по части прекраснодушного вещания. Но итог нашей личности - не слова, а поступок. Вот такая картина.
Твой Юра.
Ноябрь 2002 г.
******